AMD или Nvidia
Графические чипы AMD и Nvidia имеют принципиальные отличия в архитектуре. В зависимости от ценовой ниши оба производителя предлагают собственное решение. При этом в каждом сегменте есть устройства равные по производительности и лишь немногим могут отличаться по стоимости.
Споры «AMD или Nvidia» — бессмысленны. Выбирать видеокарту нужно исходя из собственного бюджета, отталкиваясь от производительности устройства (количества кадров в играх), возможностей разгона, уровня шума и эффективности системы охлаждения. Все это в большинстве случаев можно оценить только по обзорам различных интернет-изданий.
Поколение, серия, линейка чипов
Первое, что нужно запомнить при выборе видеокарты — не смотрите на характеристики чипа и памяти! Разрядность шины, объем и пропускная способность памяти, число вычислительных ядер, текстурных и блоков растеризации — это сугубо справочная информация. Если видеокарты относятся к разным поколенияем, т.е. вышли в разные года, или, что еще хуже, к разным производителяем, сравнение параметров абсолютно бессмысленно. Выбирать нужно в таком порядке:
- Определяемся с ценовым диапазоном — сколько вы готовы потратить на видеокарту;
- Смотрим на поколение видеокарт, какое наиболее актуальное и современное;
- Фильтруем по графическому процессору;
- И только потом, когда вы сузили выбор до определенной модели, можно сравнивать остальные параметры: частоты памяти и видеочипа, системы охлаждений, число и разнообразие разъемов подключения и комплектацию.
Поколение видеокарт — период, когда компания выпустила новую линейку видеокарт с архитектурными улучшениями чипа, повысив тем самым производительность.
Актуальные поколения, которые можно найти в продаже:
AMD Radeon | NVIDIA GeForce | Год |
RX 500 | GTX 1000 | 2018–2019 |
RX 5000 | GTX 1600, RTX 2000 | 2019–2020 |
RX 6000 | RTX 3000 | 2020–2021 |
RX 7000 | RTX 4000 | 2022–2023 |
Более древние поколения представлены скорее в роли «затычек» на замену интегрированного видеоядра в центральном процессоре. Например, у NVIDIA — GeForce GT 710, 730 на устаревшей архитектуре. Для игр такие видеокарты не подходят. NVIDIA GeForce GTX 1030 или AMD Radeon RX 550 хоть и относятся к начальному сегменту, но уже переросли роль «затычки».
Видеокарты в этом сегменте являются по большей части представителями прошлых поколений устройств низкого и ниже среднего ценовых сегментов.
Поколение 2018–2019
Уровень производительности | Рекомендуемое разрешение | AMD RX 500 | NVIDIA GTX 1000 |
Низкая | Ниже Full HD | RX 550, 550X | GT 1030 |
Средняя | Full HD | RX 560, 570, 580 | GTX 1050, 1050 Ti, 1060 |
Высокая | Full HD, 2K* | RX 590 | GTX 1070, 1080, 1080 Ti |
Наивысшая | 4K | — | — |
*Видеокарты серии Radeon RX Vega, Radeon VII вышли позже или одновременно с AMD RX 500, но уже сняты с производства и не продаются.
Поколение 2019–2020
Уровень производительности | Рекомендуемое разрешение | AMD RX 5000 | NVIDIA GTX 1600, RTX 2000 |
Низкая | Ниже Full HD | — | — |
Средняя | Full HD | RX 5500, 5500 XT, 5600 XT | GTX 1650, 1650S*, 1660, 1660S, 1660 Ti, RTX 2600, 2600S |
Высокая | Full HD, 2K | 5700, 5700 XT | RTX 2070, 2080 |
Наивысшая | 2K-4K | — | RTX 2080S, 2080 Ti |
*S — суффикс Super от NVIDIA. Выпущены как ответ на более производительные решения конкурента.
Поколение 2020–2021
Уровень производительности | Рекомендуемое разрешение | AMD RX 6000 | NVIDIA GTX 1600, RTX 2000 |
Низкая | Ниже Full HD | RX 6400 | — |
Средняя | Full HD | RX 6500, 6600, 6650 | RTX 3050, 3060 |
Высокая | Full HD, 2K | RX 6700, 6750, 6800 | RTX 3060 Ti, RTX 3070, 3070 Ti |
Наивысшая | 2K-4K | 6800 XT, 6900 XT, 6950 | RTX 3080, 3090, 3090 Ti |
Поколение 2022–2023
Уровень производительности | Рекомендуемое разрешение | AMD RX 6000 | NVIDIA GTX 1600, RTX 2000 |
Низкая | Ниже Full HD | — | — |
Средняя | Full HD | RX 7600, 7700 | RTX 4060 Ti, 4060 |
Высокая | Full HD, 2K | RX 7800, 7900 XT | RTX 4070 Ti, RTX 4070 |
Наивысшая | 2K-4K | RX 7900 XTX | RTX 4090, 4080 |
Каждое последующее поколение в рамках одной и той же линейки, как правило, мощнее предыдущего. Например, RTX 3070 настолько быстры, что опережают не только RTX 2070 из прошлого поколения, но и 2080 Super и даже 2080 Ti. Поэтому в верхнем сегменте выгодно рассматривать решения последнего поколения.
Последнее поколение видеокарт AMD и NVIDIA обладает технологией рендеринга с помощью трассировки лучей (Raytracing). Трассировка позволяет создать в игре более реалистичное освещение, отражение и настоящие живые тени, но доступна пока только в единичных проектах.
- Для игр на средних настройках AMD Radeon RX 560, 570, 580, RX 5500, 5500 XT и Nvidia GTX 1050/1050 Ti, 1650, 1660 — лучшее решение среднего ценового диапазона. Эти видеоадаптеры «вывезут» большинство игр на разрешении FullHD. Для игр на высоких настройках в FullHD
- Видеокарты класса Radeon RX 5600, 5600 XT, 5700, 5700 XT, 6800 и NVIDIA GeForce GTX 1070, 1080, RTX 2060, 2070, 2080, 3060 Ti, 4060, 4060 Ti справятся с современной игрой в FullHD разрешении и на любых настройках и даже со многими проектами в 2K.
- Для самых высоких настроек графики и 4K-разрешения рекомендуется топовая линейка AMD RX 6800 XT, 6900 XT, 7900 XT, 7900 XTX, старшие NVIDIA 2080 Ti, 3080, 3090, 4070, 4080, 4090 относятся к премиум-сегменту. Эти адаптеры способны держать стабильно высокую частоту кадров практически с любыми настройками графики и во многих случаях справятся с 4K.
Производитель видеокарты
Кроме некоторых референсных образцов, которые AMD и Nvidia собирают самостоятельно с нуля и рассылают своим партнерам, видеоадаптеры выпускаются на заводах других производителей под заказ, таких как Gigabyte, Asus, MSI, Palit и других. Они закупают у создателей видеопроцессоров только непосредственно чипы, а печатную плату разрабатывают сами, предлагая к продукту оригинальные системы охлаждения и комплектацию.
В рамках одной линейки видеокарты разных брендов отличаются частотой процессора, частотой памяти, а в редких случаях и ее объемом, конструкцией охлаждения. У любого из производителей существуют вполне удачные модели. Поэтому сразу смотрите на цену, систему охлаждения, наличие небольшого заводского разгона (повышенная частота GPU и памяти). Разгон может дать прибавку в скорости до 10%, но ничего не мешает немного поднять частоты чипа и видеопамяти самостоятельно и без переплаты.
Главное, не попасться на удочку хитрых производителей и не купить самую навороченную видеокарту из младшей линейки по цене старшей, от более скромного бренда. Ведь какая-нибудь даже разогнанная до предела RTX 3060 Ti будет медленней обычной RTX 3070.
Система охлаждения
Системы охлаждения делятся на два типа: активные и пассивные. Последние — это теплообменники без вентиляторов: используется в бюджетных моделях с малым тепловыделением. Полностью бесшумны, т.к. по сути своей являются литым куском металла с высокой теплопроводностью, без каких-либо жужжащих вентиляторов охлаждения.
Активные — с вентилятором, который может быть либо радиальным (их еще часто называют «турбиной»), либо осевым — классический вентилятор с привычными лопастями «ромашкой».
Вентилятор с радиальной геометрией лопастей всасывает воздух и пропускает его через теплообменные пластины, после чего горячий воздушный поток выдувается через отверстия в задней части корпуса. Это позволяет не накапливать тепло внутри системного блока. Они шумнее осевых вентиляторов, работают на более высоких оборотах и иногда неприятно подвывают.
Преимущество осевых вентиляторов — возможность установить их больше одной штуки.
Модели с массивным охлаждением в большинстве случаев работают намного тише: несколько вентиляторов будут вращаться медленнее, сохраняя такую же эффективность, как один на высоких оборотах.
Габариты системы охлаждения тоже играют важную роль. Она в большинстве случаев перекрывает соседний слот на материнской плате, а иногда даже два. Редкие модели занимают всего лишь один слот и относятся в первую очередь к моделям низкого класса.
Отдельная категория — видеокарты с жидкостной системой охлаждения. СЖО позволяет сделать плату более компактной, а радиатор с вентиляторами вывести в отдельный блок, который можно разместить в удобном и оптимальном с точки зрения вентиляции месте корпуса. Минус такой системы — к шуму работы вентиляторов добавляется звук работающей помпы. Из-за повышенной себестоимости, это в первую очередь прерогатива топового сегмента.
Питание
Чтобы видеоадаптер работал корректно и безопасно, необходимо убедиться, что ваш блок питания справится с новым «железом». Питание на видеокартах подается через две основные линии:
- через разъем PCI-Express (до 75 Вт);
- через разъем дополнительного питания 6-pin или 6+2-pin.
Бюджетные модели отличаются низким энергопотреблением, поэтому для их полноценной работы часто достаточно мощности слота PCI-Express.
В игровых моделях устанавливаются компоненты с более высоким энергопотреблением. Так, для дополнительного энергоснабжения на видеокартах используются 6- и 8-контактные разъемы питания. Большинство современных блоков питания оснащены дополнительными разъемами для видеокарт. Перед покупкой убедитесь, что у него есть необходимый набор разъемов.
Но разъемы, это не самое главное — в крайнем случае можно воспользоваться переходником, которым комплектуются почти все видеокарты без исключения. Главное — это рекомендуемая мощность, которая обычно указана в характеристиках видеокарты.
Важно не перепутать чистое энергопотребление видеокарты и всей системы. Производители в характеристиках часто указывают и то и другое. Кроме того, нужно всегда смотреть на мощность БП по 12-вольтовой линии. Именно на нее ложится вся основная нагрузка. Она питает как видеокарту, так и центральный процессор — основные потребители электроэнергии в компьютере.
Разъемы
VGA — устаревший интерфейс для передачи картинки. Не устанавливается на современные карты (только на бюджетные модели на старой архитектуре). Передача аналогового сигнала не поддерживается на уровне чипа и вывести картинку на VGA-монитор можно только с помощью активного переходника (конвертора).
DVI — цифровой стандарт передачи изображения, от которого производители постепенно отказываются в новых поколениях видеокарт.
HDMI — более современный стандарт цифровой передачи видео и звука с высоким разрешением.
DisplayPort — используется для передачи аудио-сигнала и видео высокой четкости. Присутствует на всех современных видеокартах.
Основное преимущество DP перед HDMI — поддержка технологий синхронизации частоты кадров с частотой монитора, помогающая избежать разрывов изображения при отключенной V-sync. Монитор должен так же поддерживать эту технологию. Кроме того, DP не устанавливают на бытовые приборы, такие как ресиверы или телевизоры — вместо него применяется HDMI.
Частота видеочипа
Влияет на итоговую произвоидетльность видеокарты. Но сравнивать по этому параметру можно только видеокарты из одной линейки. Например, можно сравнить частоты RTX 3060 Ti от разных производителей. Часть моделей имеют повышенные частоты и более мощные системы охлаждения. Это имеет смысл. А вот сравнивать частоту RTX 3060 Ti и RTX 3080 — некорректно.
Объем памяти
Многие пользователи верят, что большой объем памяти прямопропорционален высокой производительности видеокарты. На самом деле это является верным только частично. Объем зависит в первую очередь от модели видеочипа. Чем выше класс видеокарты, тем больше чипов памяти инженерам приходится устанавливать на плату. Почему?
Размер данных, который выгружается в память карты, напрямую зависит от настроек игры. Зачем, к примеру, производителю тратиться на солидный набор памяти, если графический процессор все равно не сможет обеспечить плавность картинки на высоких настройках в требовательных играх? Это примерно как прикрутить колеса от болида формулы 1 к запорожцу: максимальная скорость все равно не увеличится.
Редкое исключение — линейка GeForce GTX 1060 с памятью 3 ГБ и 6 ГБ. Кроме разного объема, карты отличаются и параметрами видеочипа.
Не будет никакого толку от огромного объема памяти на видеокарте со слабым чипом. Этим частенько грешат производители видеокарт младшего ценового сегмента, чтобы их продукт выглядел более конкурентоспособным.
Параметры видеопамяти
Тип памяти, ее частота и ширина шины определяет основной параметр памяти — пропускную способность. Именно от нее зависит производительность видеокарты. Но это сравнение допустимо, конечно же, только в рамках одной линейки.
DLSS и FSR
DLSS — это алгоритм улучшения качества изображения, который может буквально достраивать кадр, дорисовывая грани у «пиксельных» объектов.
Грубо говоря - качественный апскейлинг изображения низкого разрешения.
Минус у DLSS один — жесткая привязка к технологиям Nvidia (необходимость наличия тензорных ядер в графическом процессоре)
FSR — набор эффектов постобработки, накладываемых на оригинальное изображение.
Более эффективен по сравнению с другими методами апскейла, позволяет приблизить качество картинки к нативному разрешению.
Но не достраивает того, чего в оригинальном кадре нет.
Совместимость видеокарты
Далеко не всегда покупка новой видеокарты решит проблему «тормозов» в играх. Высокая частота кадров зависит не только от видеоадаптера, но и производительности процессора, а также типа используемой оперативной памяти. Если вы до сих пор пользуетесь древней системой на базе Сore 2 Quad, то после покупки новой мощной видеокарты центральный процессор останется узким горлышком в вашей сборке.
Тем не менее, покупать заведомо более слабую видеокарту в угоду сбалансированности ПК — неправильное решение. Со временем вы в любом случае сможете установить более мощный процессор или приобрести материнскую плату для установки новых поколений CPU и памяти. Поэтому при наличии финансовых средств можно смело смотреть в сторону более мощных видеокарт, смысла экономить нет.
Как показывает практика, мощные видеокарты остаются актуальными как минимум 5 лет. К примеру, в 2018 году карта 980 Ti все еще пригодна для запуска игр с высокими настройками в FullHD.