Классификация
- Детские. Отличаются небольшим размером самого инструмента и уменьшенными клавишами. Клавиатура обычно «игрушечная»: 2–3 октавы. Имеют минимальный набор звуков, но почти всегда присутствует автоаккомпанемент и функция «обучения».
- Любительский уровень. Здесь клавиатура «шире» — 4–6 октав. Появляется выбор типа клавиатуры, количества встроенных звуков (тембров) и эффектов.
- Профессиональные инструменты. Отличаются «фортепианной» клавиатурой, большим количеством октав, встроенных звуков, эффектов и дополнительных функций. К профессиональным моделям можно отнести и пред-топовые любительские — деление достаточно условно.
Детские модели с уменьшенными клавишами стоит воспринимать как развлечение. Для обучения нужны полноразмерные клавиши.
Тип механики клавиатуры
Синтезаторная клавиатура по механике похожа на обычные подпружиненные кнопки. Их легче нажимать, но «академическая» игра ближе к основанию клавиш будет сложнее, так что в качестве замены фортепиано такие модели не подходят.
Фортепианная клавиатура по конструкции сложнее и максимально близка по ощущениям к оригинальному инструменту. Клавиши тяжелее, ход плавнее, отскок медленнее.
Жесткость клавиатуры
По жесткости клавиатуры синтезаторов делятся на взвешенные и невзвешенные. Этот параметр во многом аналогичен предыдущему: инструменты с синтезаторной механикой чаще всего имеют невзвешенную клавиатуру, инструменты с фортепианной механикой — взвешенную. Но бывают редкие исключения.
На невзвешенной клавиатуре легко учиться, легко играть быстрые пассажи. Но точки крепления клавиш располагаются близко к их основанию, поэтому нажимать на середину клавиши уже будет трудно, а игра у основания почти невозможна. При переходе с такой клавиатуры на фортепианную придется серьезно менять свою технику игры.
У взвешенной клавиатуры клавиши длиннее: примерно полклавиши скрыто под оболочкой синтезатора. Соответственно, рычаг у них больше, поэтому музыкант может «углубляться» к основанию клавиш без увеличения силы нажатия. В конструкции взвешенной фортепианной клавиатуры есть молоточки, только бьют они не по струнам, как в фортепиано, а по специальным сенсорам.
Взвешенная, фортепианная клавиатура дороже, конструктивно сложнее и тяжелее синтезаторной. Но для академического обучения по классу фортепиано предпочтительнее именно она, а еще лучше — полноценное цифровое пианино.
Количество клавиш клавиатуры
Основной параметр, влияющий на габариты и массу устройства.
Наиболее распространены инструменты с 61 клавишей: этого достаточно, чтобы разделить клавиатуру на несколько зон с разными звуками и программами. В отличие от классических фортепиано, синтезатор умеет сдвигать (транспонировать) октавы, чтобы играть очень низкие или очень высокие ноты даже при ограниченном количестве клавиш. Если компактность важнее, можно выбрать синтезатор с меньшим количеством клавиш.
Число октав
Количество октав, доступных с клавиатуры без транспонирования (сдвига). Пять октав — это та самая 61 клавиша, чего достаточно для многих современных композиций, включая джаз.
При выборе «переносного» синтезатора стоит пожертвовать октавами, чтобы выиграть в весе.
Полифония
Это количество звуков, которые инструмент способен воспроизводить одновременно. С учетом остаточного звучания отпущенной клавиши, звуковых эффектов, арпеджиатора и автоаккомпанемента, эта цифра должна быть значительно выше, чем количество одновременно нажимаемых клавиш.
До 16 звуков — в детских и простейших любительских моделях.
До 48 звуков — большинство любительских синтезаторов. Начинающим достаточно 32 голоса, более опытным — 48.
48 и выше — для профессиональной комфортной игры нужно больше звуков, вплоть до 128 нот.
Общее число тембров
Количество тембров означает, сколько инструментов и звуков может имитировать синтезатор. Чем больше тембров — тем больше интересных созвучий может придумать музыкант, тем больше свободы в музыкальном творчестве предоставляет инструмент.
В моделях для начинающих, как правило, содержится всего пара сотен тембров. Этого хватит для обучения и первых творческих шагов. Для любителей желательно брать 400–600 тембров. Профессиональные модели могут иметь до 1000 и больше тембров. Нередко топовые инструменты позволяют конструировать свои собственные звуки и создавать библиотеки семплов.
Общее число эффектов
В синтезаторах для новичков эффектов может вообще не быть. Более продвинутые модели, как правило, содержат базовый набор эффектов задержки и модуляции, чтобы разнообразить звучание — несколько типов ревербераторов, дилеев, хорусов или фленжеров.
Инструменты для профессиональных музыкантов имеют целый блок настраиваемых эффектов, в числе которых могут быть и довольно экзотические, например, ринг модуляторы, энвелоп фильтры и другие. Чем больше эффектов — тем больше у музыканта возможностей для создания собственного неповторимого звучания.
Секвенсор
Секвенсор позволяет записывать midi-сигнал с клавиатуры синтезатора. Это своего рода магнитофон, только он записывает не звуки, а информацию — когда, с какой силой нажата клавиша и к какому звуку она привязана. В базовых моделях синтезаторов секвенсор используется для обучения игре.
В продвинутых моделях секвенсор используется для многоканальной записи и позволяет последовательно запрограммировать бас, барабаны и другие инструменты, в результате получится готовая композиция из нескольких инструментов.
Автоаккомпанемент
Автоаккомпанемент дает исполнителю музыкальное сопровождение для вокала или игры соло. Чаще всего он используется:
- Новичками при обучении музыке. Он дает возможность нагляднее ознакомиться с гармонией в музыке и лучше понять структуру музыкального произведения.
- Профессионалами для живых выступлений, например, в барах, ресторанах, кафе. Он позволяет музыканту с минимальными усилиями получить минус для исполнения вокала и сосредоточиться на выступлении.
Автоаккомпанемент в продвинутых моделях синтезаторов умеет распознавать ноты и аккорды, которые играет музыкант, и подстраиваться под их тональность.
Важно значение, сколько жанров содержит автоаккомпанемент. В синтезаторах для начинающих это могут быть несколько базовых стилей, в профессиональных — сотни вариаций, от классики до джаза и фьюжна.
![](https://c.dns-shop.kz/thumb/st4/fit/150/150/ac3e136fcc0a6007ee7d1cf51306f250/5200364f7e32e6311b11370f2307daa89d14dc37f1d65bc256e9d92674674813.jpg)
![](https://c.dns-shop.kz/thumb/st1/fit/150/150/d052d78fb483867e057bec0ff9030dad/4964ca054603b54967c9d959682e20703874c24aea5665fc656978d6b04c0393.jpg)
![](https://c.dns-shop.kz/thumb/st1/fit/150/150/bdeae8f4637feace4dbf694b500d0e0d/73b3229e8b855d6bfde088930dedf90da0e5c797c663bafce6c7c469356328cd.jpg)
Вес
Если вы уже приготовили дома место для синтезатора и планируете его там припарковать на долгие годы — не обращайте внимания на этот параметр. Вес имеет значение для музыкантов, которые собираются возить инструмент с собой на репетиции. Самая тяжелая часть синтезатора — его клавиатура. Причем взвешенная значительно тяжелее невзвешенной. Большинство моделей обладают массой 2–4 кг. Взвешенные многооктавные варианты занимают категорию 4–7 кг.